Заседание 106 (6 февраля 2004 г.)

Березкин М. Ю. Пространственные структуры в географии: культурно-исторические аспекты.

Пространство как понятие имеет глубокие донаучные корни. Представление о пространства как и о времени менялось в истории – от 2-х мерного до 3-х мерного и до 4-х мерного. Время – суточный, сезонный ритм природных циклов, а пространства – это время для перемещения от одного объекта к другому. И только со становлением современной, европейской науки (после эпох Возрождения и Реформации) время стало представляться как равномерно текущий процесс (что, кстати, в природных системах не бывает). Так сложилось ньютоновское понимание пространства и времени: пространство – «пустое вместилище всех вещей, объекты – самостоятельные сущности не связанные друг с другом, следовательно, время – равномерно текущий процесс. Отличное от этого было лейбницевское понимание пространства: пространство – это мир всех вещей, состояний взаимодействующих систем, следовательно, время – чередование состояний в системе.

В географии пространство принято понимать, как то, что находится вместе: города и страны, растительность и почвы. Поэтому географию часто принято считать как «пространствоведение». Это и так и не так. Зачастую термином пространство обозначают то, что относится к другому термину – «территориальность». Его используют для характеристики объекта, когда важна лишь протяженность или место в системе координат последнего, а временем можно пренебречь. Но если фактор времени существенен, то лишь тогда следует использовать понятие пространство.

Пространство – не является соотношением любых объектов (их взаимное расположение), а является соотношением только взаимодействующих объектов.

Таким образом, географическое пространство – совокупность отношения между объектами, расположенных на конкретной территории и развивающихся во времени. Географическое время течет быстрее в тех системах, в которых динамика процессов интенсивней.

В географических исследованиях этого часто не замечают, и это приводит ко многим неточностям и заблуждениям. Например, ландшафтная карта мира фиксирует «летнее» состояние ландшафтов, что не отражает реальную картину мира. С вводом в характеристику ландшафтов времени, т. е. отслеживание динамики изменений состояний ландшафтов в течении года можно получить отвечающую реальному положению вещей картину. Таким образом была создана ландшафтно-этологическая карта мира (Беручашвили, 1986).

Ландшафт можно охарактеризовать определенной скоростью изменения или перемещения в пространстве и времени. Тогда ландшафт представляет собой некий клубок геосистем совместно движущихся по траектории пространство-время. Нет статичных ландшафтов, все они в каждый момент времени динамизируют, перемещаются в пространстве. Это крайне сложный процесс и география пока не в обладает адекватным теоретическим и практическим потенциалом. Поэтому в основном используется путь экспертных оценок с использованием набора и соотношения компонентов.

Основной вывод, сделанный по ландшафтно-этологической карте, можно свести к следующему. В основных чертах, ландшафты выделенный по этологическим циклам совпадают с культурно-историческими областями мира: «арабский мир», т.н. «черная Африка», Латинская Америка, однотипные с ландшафтно-этологической точки зрения территории Восточной, Юго-восточной и Южной Азии.

Пространство создается не только вещами, но и смыслами. В противном случае многомерные пространство, которые разрабатываются в математике, невозможно было бы признать реальными, а лишь фантазиями. Пространство не может существовать без идеи пространственности. Пространство может быть много, но пространственность – одна. Пространственность не просто пространство тел («физическое» пространство), из чего исходит позитивизм, а пространство процессов, взятых вместе с мыслью о них.

Понятие пространство оказалось необходимым человеку для того, чтобы собрать, организовать свое знание о мире. Также поступает и география: она сознает свое пространство, но не просто как «вместилище» всех наших земных «где», а как наполненную смыслом эмпирическую реальность. Как говорит известный географ и культуролог Ю. А. Веденин - «пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство».

Библиография

1. Беручашвили Н. Л. Четыре измерения ландшафта - М., 1986.

2. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М., 1997.

3. Костинский Г. Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН, сер. геогр., 1997, № 5.